Во вторник в Манхэттенском Civic Hall прошла необычная презентация. Говорили о комплексном социальном преобразовании Одессы. Основатель платформы “Мой город” Артем Бородатюк приехал в Нью-Йорк, потому что именно тут живет большая и активная одесская диаспора.
Если очень сильно упростить, “Мой город” — это площадка, на которой планируют реализовать целый ряд проектов. Идеи выдвигают сами одесситы, они же собирают деньги на основе краудфандинга, они же занимаются воплощением.
“Я хочу запустить в Одессе большое количество социальных проектов — проектов, которые полезны людям. Например, есть идея помощи бездомным животным: чтобы их было меньше на улице, чтобы их не убивали, чтобы они попадали в семьи”, — рассказывает Артем Бородатюк”, — “А есть, например, проект по росписи трансформаторных будок — мы придумали его для того, чтобы улучшать настроение одесситов. Одну уже расписали — получилось хорошо”.
Площадка “Мой город” устроена довольно просто и на интуитивном уровне с ней несложно разобраться даже самому неискушенному интернет-пользователю. Если у вас есть идея и нужны профессионалы, которые помогут ее воплотить, долго искать не придется — большинство из них вы найдете прямо здесь. В системе уже зарегистрировались около 2 тысяч человек. В основном, это юристы, маркетологи, архитекторы, дизайнеры и, конечно, IT-шники. Все готовы менять свой город к лучшему на волонтерских началах, без оплаты.
Пока на площадке разрабатывают 9 проектов: о состоянии дел, сумме собранных денег и участниках процесса можно узнать в режиме реального времени.
“Я хочу, чтобы каждый человек, у которого есть хорошая идея, мог ее воплотить. Если он может изложить свой проект на бумаге и, если это проект, который отзовется в одесситах, есть все шансы собрать деньги”, — говорит основатель “Моего города”, — “Например, есть идея поставить на улицах Одессы пианино. Есть легкие почти развлекательные проекты, есть серьезные — вроде того, который касается бездомных. Суть в том, чтобы создать платформу, на основе которой это все будет реализовано. И главное — не в том, чтобы собрать деньги, а в том, чтобы город “включился” в процесс и понял — никто не сделает за нас ничего, надо за все браться самим”.
Серьезный проект, о котором рассказывает Бородатюк — cherrytea.od.ua. Он хорошо известен в Одессе и помогает обеспечивать одеждой сотни горожан.
“К cherrytea мы подключили несколько благотворительных фондов, приютов и других социальных учреждений, работающих на территории города. Сайт работает так: каждый человек, который хочет пожертвовать какие-то вещи, создает заявку, в которой указывает, сколько и что именно он может отдать. Потом другие волонтеры ему звонят, забирают собранное и везут: напрямую в фонд или в наш офис — в этом случае позже мы сами передаем вещи фонду».
По этому принципу взаимопомощи могут работать любые идеи, уверен Артем Бородатюк. Идея менять город к нему пришла с профессиональным успехом. Бородатюк руководит крупной компанией, специализирующейся на интернет-маркетинге. И, по-хорошему говоря. мог бы переехать жить в любой город мира. Но решил менять Одессу, в которой родился. Когда-то давно он начал с малого — стал делать замечания тем, кто сорит на улицах:
“ У меня есть сценарий, продуманный давно. В общем, я стараюсь следовать ему всегда. Первое, что спрашиваю, когда вижу, что кто-то бросил что-то не в урну: “Ты из Одессы?” Мне обычно отвечают: “Да”. Очень редко встречаются неодесситы. Иногда молчат в ответ, но чаще всего говорят “да”. Потом я спрашиваю: “А зачем ты соришь?” и затем добавляю: “Давай ты больше не будешь сорить”. Это работает. Я стараюсь очень вежливо говорить, чтобы человек понял, что я дружелюбно настроен, поэтому агрессии не возникает. Главное, что меня мотивирует, что 90% людям стыдно, то есть, они на самом деле понимают, что сорить у себя дома — неправильно”.
Бородатюк уже представил “Мой город” на нескольких площадках в Украине, но вот доехал до Нью-Йорка, где Razom for Ukraine взялись организовать его встречу с нью-йоркцами. С президентом Razom Любой Шипович Артем Бородатюк познакомился в Одессе.
Артем признается: часто одесситы, живущие в США, спрашивают, чем можно помочь родному городу. Теперь это больше не вопрос.
“Есть правило активного меньшинства, которое гласит, что, если какой-то идеей “заражены” 10 процентов населения, она очень быстро каким-то образом начинает распространяться по всему городу. Наша цель — собрать 10 процентов активных одесситов, это примерно 22 тысячи человек. У нас уже зарегистрировалось 2 тысячи. Конечно, речь об активных пользователях интернета. Так что это можно делать и из США”, делится Бородатюк. — “Нам нужна любая помощь: можно деньгами, можно работой. Кто-то может помочь пиаром, кто-то спроектировать дизайн, все принимается”.
Кстати, если все получится, создатели готовы помочь реализовать проект в других городах Украины.