ГОЛОВНА Бібліотека ЗАРУБІЖНИЙ ДОСВІД Краткий обзор развития гражданского участия в странах Европы

Краткий обзор развития гражданского участия в странах Европы

by admin

Анна ТРЕПАЛЮК

Германия: самоуправление в этой стране обеспечивает гражданам действенное участие в жизни общины. Наряду с избирательным правом, немцы имеют многочисленные права на влияние на принятие решений.
Они не только имеют право посещать открытые заседания совета, но и совет со своей стороны обязан проводить собрания жителей и слушания, выделять время для вопросов и ответов, информировать жителей о самых важных проблемах общины.
Также жители могут подавать в совет специальные заявки, а избиратели – требования и решения граждан. Подписанная 5% жителей заявка обязывает совет рассматривать затронутые в ней вопросы и принимать соответствующее решение.
Считается, что каждый 3-й гражданин Германии старше 18 лет в той или иной форме участвует в деятельности какой-то общественной организации. Это не означает, что он обязательно является членом какой-то организации, но значит, что минимум 5 часов в месяц он работает в рамках данной организации.

Великобритания: благотворительность, работа в соседских сообществах (по-нашему—в органах самоорганизации), взаимопомощь для британцев—это образ жизни. История таких объединений насчитывает там уже несколько столетий.
Ошибочно думать, что субботники были достоянием советской системы. В Европе они проводятся и по сей день, но там их устраивают сами граждане. Сегодня примерно каждый четвертый взрослый житель Британии регулярно выполняет ту или иную неоплачиваемую работу, будь то сбор средств в пользу голодающих или организация кампании «за чистый воздух».
Жители Великобритании не дожидаются, пока правительство дойдет до каждой улицы и каждого дома, они обустраивают свою жизнь по своему усмотрению. Развивается общинная экономика с самонаймом, некоммерческой хозяйственной деятельностью в интересах сообщества, с фондами местного развития, общинными корпорациями, возможностями мелкого и дешевого кредита, который необходим для местного развития.

Польша: здесь органы самоорганизации населения играют важнейшую роль в таких сферах жизни общества: ремонт жилого фонда и дорог, разрешение на размещение каких-либо бизнес-предприятий, культурные и социальные мероприятия, создание новых рабочих мест – это все советы общественности и либо при их содействии и их разрешении. Это самые реальные органы самоуправления на местах.
В 1993 г. в Польше был принят закон, позволяющий жителям создавать Советы микрорайонов (Rady Osiedli). Такие Рады Оседлы правомочны, если в их выборах участвовало не менее 4% жителей. Они выполняют те же функции, что должны выполнять наши комитеты самоорганизации.
Из бюджета Радам выделяются деньги под конкретные задачи. В Польше заинтересованы в создании таких структур. Там поняли, что более справедливая, правильная и эффективная та власть, которая осуществляется самими людьми и как можно на более низком уровне. А у местных руководителей перестает болеть голова за работу с населением по месту жительства.
Есть и другая польза от деятельности Рад Оседлых. Пройдя их “школу”, многие активисты становятся успешными политиками местного самоуправления.

Финляндия: принципы осуществления демократических прав граждан гарантированы законом о местном самоуправлении, который состоит из 105 статей, из них 6 – о правах непосредственного участия граждан в местном самоуправлении и 13 статей – о праве граждан не согласиться с решением муниципалитета или подать жалобу на него.
В законе есть положения, обязывающие муниципалитет информировать граждан о своей деятельности. Граждане могут в индивидуальном порядке выступить с инициативой по любому вопросу местного значения. При этом закон предписывает обязательное рассмотрение органами местного самоуправления гражданских инициатив.

В Швейцарии, кроме референдума, институтами непосредственной демократии являются народное вече и народная законодательная инициатива. В этой небольшой стране насчитывается более 3 000 общин.
В Венгрии актуальным является развитие сельских общин. К примеру, при помощи Венгерской ассоциации развития соседских сообществ в регионе Mecsekalija во всех деревнях были созданы общественные организации и инициативные группы: клубы пенсионеров, молодежный, женский, ассоциации сельского туризма, сельского сообщества, цыган, школьный фонд, спортивные кружки.
В трех деревнях были организованы выставки сувениров и реликвий. Был организован специальный конкурс для детей «Перспективы», во многих деревнях открылись постоянно действующие выставки краеведения и истории.
Теперь в регионе два раза в месяц проходят «гражданские форумы», в которых принимают участие не только местные жители, но политики и эксперты, помогающие в организации дискуссий по многочисленным проблемам (например, вопросы компенсации при землепользовании, целесообразность содержания школы в маленьком селе).
В каждой деревне был начат диалог между администрацией и жителями. Были созданы так называемые советы представителей, которые включили в стратегический план развития территории предложения жителей. В связи с этим прошли публичные слушания по этому плану с участием общественных организаций.

Население коммуны в Швеции имеет право выступить с инициативой проведения референдума по вопросу, входящему в компетенцию местных органов власти. Общественность имеет право присутствовать на заседаниях муниципального собрания, проходящего при открытых дверях. Существуют и неформальные возможности влияния граждан, например, в форме создания инициативных групп, слушаний.

Долгая история соседской работы и социокультурных программ в Бельгии привела к плотной социальной инфраструктуре соседских групп, гражданских ассоциаций и инициатив, которая сегодня покрывает микрорайоны и города. Это те организации, учреждения и органы, созданные жителями, которые обеспечивают бесперебойное функционирование общины, ее взаимодействие с администрацией и учреждениями, действующими на территории, с предприятиями коммунального хозяйства, с социальными агентствами и деловыми кругами.
К примеру, на востоке Антверпена, где самый низкий уровень жизни в городе, был реализован проект по привлечению социально неблагополучных жителей к различным интересным для них занятиям в сфере досуга и художественного творчества, а также к некоторым социальным работам, оплачиваемым муниципалитетом.
Проект был составлен по группы местных жителей и специально нацелен на «поколение бедных». В результате у участников проекта пробудился интерес к общественно полезной деятельности, спорту, экологическому туризму, активному досугу, обучению на тренингах, созданию собственных организаций по интересам.