В программе «Жизнь как есть» Украинского радио 24 июля финансовый эксперт Фонда развития Николаева Татьяна Золотухина рассказала о результатах работы общественной префектуры, которая хочет наконец-то упорядочить местные бюджеты. Полное видео интервью доступнона официальной странице «Украинского радио. Николаев» в Facebook.
Общественный аудит, проведенный в рамках проекта ОО «Фонд развития Николаева» при поддержке Фонда содействия демократии Посольства США в Украине показал, что деньги на ремонт дорог в областном центре используются непрозрачно и неэффективно. В пользу этого мнения говорит тот факт, что 70% недавно проведенных ремонтов дорожного покрытия уже требуют повторного ремонта. Татьяна Золотухина убеждена, что дело тут в неумелом и нечестном руководстве, а вовсе не в недостатке финансирования.
«На чем базируется наше убеждение? Просто 300 миллионов гривен было потрачено за только последние 2,5 года на все дороги – и магистрали и тротуары – все. Вот такие грустные выводы», – говорит Татьяна.
Процедура согласования ремонта дорог не так-то проста. Чтобы положить асфальт, нужно пройти целую цепочку нормативно-правовых актов на уровне местных властей. Эта политика реализуется таким образом, что нецелевое и непрозрачное использование средств – это вполне логичный вывод из работы местного самоуправления. Или даже – полное отсутствие такой политики. Выяснилось, что нет ни стратегии социально-экономического развития, нет направления на строительства (ремонт) дорог, у нет даже отдельной отраслевой программы.
«Что мы выяснили? Первое. Законодательство требует среднесрочный план ремонта, то есть хотя бы на три года вперед. Но все наши распорядители даже слов таких не знают! Второе. У каждой дороги и улицы должен быть технический паспорт. Паспорта, где они есть, не соответствуют технической документации!»
Технический паспорт – эта полная характеристика дороги: ее протяженность, площадь, требующая ремонта, когда и какой ремонт производился, сколько это стоило, и название фирмы-подрядчика. Этими документами город не располагает. Не соблюдаются также и межремонтные сроки (5 лет). Потому что все повреждения, возникшие в течение 5 лет после ремонта, должны быть устранены фирмой-подрядчиком бесплатно. Но в итоге на многих дорогах делают ямочный ремонт ежегодно, и все разными фирмами, которые получают за это деньги из бюджета, и немалые.
Татьяна Золотухина также акцентировала внимание на том, что в городе пять организаций, которые имеют право распоряжаться средствами, выделенными на ремонт дорог. Это и все четыре районные администрации. Гораздо эффетивнее все полномочия распределить между райадминистрациями, а Департамент ЖКХ в этой схеме просто не нужен. Распределение полномочий тоже не имеет никаких правил.
Очень большая проблема – это то, что чиновники продолжают отдавать заказы фирмам-подрядчикам в обход открытых тендеров. Об этом Татьяна говорит следующее:
«Иногда наблюдается парадоксальная ситуация: есть дорога, и делается только кусок этой дороги, второй так и остается разбитый. У Фонда нет прямых доказательств, но косвенные указывают на то, что такой подход помогает обойти тендерные процедуры. Это типичная картина для Николаева и области. Предметы закупок и участки настолько раздроблены, чтобы избежать открытого конкурса. Потому что ремонт текущего участка по документам стоит очень малую сумму, не такую, чтобы из-за нее затевать открытые торги».
И те не менее, чиновники оправдывают свое поведение тем, что тендерные процедуры очень длительные, а они работают во благо людей, поэтому буквально вынуждены согласовывать ремонтные работы буквально с первым попавшимся подрядчиком.
Предметы закупок максимально раздроблены. Это еще одна проблема. В последнее время было произведено 80 закупок. Из них только по 3 прошли открытые торги. Из 50 млн. гривен только 13 млн. прошло торги. Остальные 37 млн. пошли «своим» подрядчикам.
В районах, к счастью, ситуация иная. Например, в Баштанском районе из 37 закупок электронную систему прошли все 37! Это пример здоровой конкуренции между подрядчиками и максимально прозрачного распределения бюджета.
Непонятно, по каким принципам производится расчет суммы бюджетного ассигнования на ремонты дорог. Потому что паспортов нет, выходных данных о протяженности дорог нет.
Эти данные можно попытаться взять из паспортов бюджетных программ. Но почему-то если сравнить бюджетные программы последних лет, окажется, что площадь дорог то увеличивается, то уменьшается. На 2017 год – 2,5 млн. кв. м., 2018 – уже целых 16 млн. кв. м! Откуда взялись эти цифры и почему они так выросли, учитывая, что ни копейки на строительство новых дорог потрачено не было?!
Это, конечно, не ускользнуло от внимания аудиторов общественной префектуры. И возникает вполне логичный вопрос: имея на руках столько информации, обращался ли «Фонд развития Николаева» в контролирующие или правоохранительные органы.
На это Татьяна Золотухина отвечает:
«Наши выводы будут в ближайшее время оформлены в аналитическую записку и направлены и в объекты аудита, то есть администрации, и в фискальные органы».
Отдельно хочется поговорить о том, почему ремонтники зачастую укладывают асфальт в снег и в дождь, в нарушение нормы.
«Так вот, в конце прошлого года был такой казус: Департамент ЖКХ не смог вовремя освоить деньги и в конце года их «перебросили» на администрации. Эти деньги нужно было быстро «освоить» на ремонтах внутриквартальных проездов и дорог. И районные администрации были вынуждены заключать большое количество договоров с очень кратким сроком выполнения (конец ноября – декабрь), иначе деньги бы у них просто отобрали. И это несмотря на то, что дороги рекомендовано чинить в конце весны и летом!», – рассказала Татьяна.
В каждом департаменте, кроме того, есть технадзор, который должен контролировать качество выполнения ремонта. Но о каком надзоре может идти речь, если асфальт буквально закапывают в снег, а технадзор оценивает работу как удовлетворительную.
Так обстоит ситуация с ремонтом дорог в Николаеве – мнение эскперта. Ситуация, когда при наличии денег на строительство новых качественных дорог есть, а местная власть “радует” горожан ежегодными “заплатками”, не новая для города. Цель работы Фонда – это ознакомить людей с работой госструктур, научить разбираться в том, куда идут бюджетные деньги и, в конце концов, поднимать гражданскую сознательность и требовать качественных услуг. Тогда и дороги станут ровнее.