ГОЛОВНА Бібліотека ЗАРУБІЖНИЙ ДОСВІД Самоорганизация населения: британский опыт

Самоорганизация населения: британский опыт

by admin

Наталья МИШИНА

Я провела в Лондоне полгода, изучая местный опыт развития местных сообществ и самоорганизации населения. Программа предусматривала исследование современных разработок в университете Лондона, но обилие социальной рекламы, многочисленные газетные и журнальные публикации, общение с обычными лондонцами убеждает – в Великобритании проблемам развития сообществ уделяется огромное внимание не только на теоретическом уровне.

Органов, полностью аналогичных нашим органам самоорганизации населения, в Великобритании нет, но более всего на них похожи так называемые центры развития местных сообществ (community centres). По статусу они не отличаются от многих других организаций третьего сектора, – нет ни специального закона о них, ни особого порядка их создания и госрегистрации, ни специальных льгот. Такой подход может показаться нелогичным, учитывая пристальное внимание, которое в этой стране уделяется вопросам развития местных сообществ.

Однако это имеет ряд преимуществ. Во-первых, учредители центров могут выбрать любую из разрешенных законодательством организационных форм – общества с ограниченной ответственностью, траста и т.д. Это позволяет снизить нагрузку на государственные органы (нет необходимости разрабатывать и принимать новые нормативные акты) и избежать трудного процесса «обкатки» нового законодательства – существующие нормы уже прошли испытание временем. Кроме того, это дает большую гибкость – так, в отличие от Украины, инициировать создание центра развития местного сообщества может не только инициативная группа, но и один человек. Выбрав организационную форму траста, он должен письменно оформить решение передать такому центру все или часть своего имущества, назначить попечителей и определить основные цели деятельности центра.

Во-вторых, все центры развития местных сообществ в Великобритании зарегистрированы как благотворительные учреждения. Доказав однажды (при регистрации), что работа создаваемого центра развития местных сообществ будет основана на альтруизме и принесет пользу обществу, центры впоследствии могут пользоваться теми прерогативами, которые имеют все благотворительные организации в стране.

Среди основных из них – возможность обратиться за помощью, консультацией или за защитой своих прав к специализированному государственному органу – Комиссии по вопросам благотворительности, а также налоговые льготы. Эти льготы многочисленны и довольно существенны, что является отличным стимулом к появлению все новых и новых центров развития местных сообществ. Например, эти центры, как благотворительные организации, полностью освобождены от уплаты налога на прибыль, налога на доход от торговой деятельности, налога на наследство, и еще четырех общегосударственных налогов, а также получают льготы при уплате НДС и налога на землю.

Эти преимущества указывают еще на одно отличие центров развития местных сообществ от органов СОН – они имеют возможность заниматься хозяйственной деятельностью и использовать все разрешенные способы привлечения денежных средств для своих нужд. Государство крайне редко оказывает денежную помощь этим центрам напрямую, однако, делает все возможное для того, чтобы поощрять к этому население и юридических лиц. Для всех, кто оказывает центрам финансовую помощь, законодательство предусматривает ощутимые налоговые льготы. Однако те, кто работает в центре добровольцами, льгот не имеют – их помощь абсолютно бескорыстна.

Существующие в Великобритании многие столетия традиции добровольчества и благотворительности удивляют иностранцев. Например, пожилая англичанка, у которой я снимала комнату, потеряла свою постоянную работу и была вынуждена довольствоваться случайными заработками. Однако в ее расписании на неделю всегда был неприкосновенный пункт – первая половина дня в субботу, которую она посвящала бесплатной помощи расположенному неподалеку шекспировскому театру «Глобус». Она с удовольствием общалась с посетителями театра, помогала им сориентироваться в театральном зале или музее, рассказывала об истории театра, о жизни Шекспира, о его произведениях, о возможностях благотворительной помощи. После этих нескольких часов ее глаза всегда сверкали счастьем – «быть своей» в театре – ее детская мечта.

Для тех, кто хотел бы добровольно посвящать свое время общественно-полезной работе, но не знает, где нужны его способности, существуют специальные агентства добровольческой деятельности, обратившись в которые можно получить нужную информацию. Например, в Лондоне они создаются и активно действуют в каждом округе (районе). Так, в районе, в котором я жила, в течение 2006 года в таком агентстве зарегистрировалось 6500 человек. 52% населения этого округа занимается добровольческой деятельностью как минимум раз в году; в среднем каждый из жителей округа, занимающийся благотворительной работой, посвящает этому 4 часа в неделю; а труд всех добровольцев округа в 2006 году был оценен в 26 млн. фунтов стерлингов.

Не менее почитаема и традиция добрососедства. Казалось бы, ее сложно сохранить в современном обществе, особенно в Лондоне. Но программу «Соседские наблюдатели» (наблюдение за жильем соседей, когда их нет дома) наиболее активно поддерживает и пропагандирует именно городской совет Лондона. Программа успешно действует и в малообеспеченных, и в элитных районах города, – местные газеты часто публикуют фотографии Кейт Мосс, Мадонны и других знаменитостей, которые регулярно посещают встречи «Соседских наблюдателей».

Формула успешной «самоорганизации по-британски» в ХХІ веке, по сравнению с прошлыми столетиями, не изменилась: это приверженность традициям благотворительности и добрососедства и государственная поддержка, основанная на постоянно проводимых исследованиях.