В Николаеве обсудили, как оптимизировать среднее образование в сельских школах и повысить его качество. В стенах николаевской научно-педагогической библиотеки прошла встреча при участии Народного депутата Украины, соавтора нового закона Украины “Про образование” Тараса Креминя, эксперта шведско-украинского “поддержка децентрализации в Украине” Айдера Сеитосманова, и.о. директора Департамента образования и науки Николаевской облгосадминистрации Елены Удовиченко и других.
На встрече обсудили возможности финансовой независимости территориальных громад и о возможности содержания за их счет сельских школ: ремонт, отопление, зарплата учителей и обслуживающего персонала. Теперь все эти расходы должны будут восполнены за счет бюджетов ОТГ.
Проблемы сельских школ актуальны и для городских. На сегодняшний день в Николаеве созданы условия согласно программе “Новая украинская школа” лишь в одном учебном заведении – в Академии детского творчества. Там есть подъемник и есть пандус для детей с особыми потребностями. В проекте создание таких пандусов планируется в школе №54 и №36, – сообщила и.о. директора Департамента образования и науки Николаевской облгосадминистрации Елены Удовиченко. В Николаевской области существует лишь несколько таких школ.
На проблему отсутствия доступности в школах региона обратил внимание и нардеп Тарас Креминь. кроме этого он резюмировал, что на местах вообще нет понимания, как должна выглядеть новая школа и нет понимания, как должен соблюдаться и действовать новый закон про образование. И рассказал про самые слабые места в украинских школах. Это проблемы с питанием детей, оплатой работы педагогических работников, начисления надбавок. Также Тарас Креминь разочаровался, что никто из представителей ОТГ района не соизволили посетить это мероприятие. Соответственно, никто из них и не стремится к тому, чтобы качественно что-то улучшить условия в сфере образования.
Т.К.: На рівні міста в нас не прийнято рішення стосовно виділення додаткових коштів на нову українську школу. Заїдьте в будь-яку школу і ви зрозумієте, що в перших класах парти 80-х років, дошки заміть мультимедійних у нас не створено умов для інклюзивного навчання.
Основная проблема николаевских, да и в целом украинской системы образования – она работает по остаточному принципу, убежден депутат. Однако, это и призван исправить новый законопроект.
Т.К.: Я ставлюсь негативно до того, що зараз називається: “ремонтами шкіл”. У нас дуже часто роблять ремонти директорських кабінетів, холів, спортзалів, фарбуванням стін у нас займаються. Хоча в нас не інвестують в підвищення кваліфікації і підготовку освітян. У нас відсутня проектна діяльність органів управіння освітою. Освіта в нас фінансується за залишковим принципом.