Лидером добропорядочности внедрения программно-целевого метода бюджетирования среди 13 городов областного значения, в которых проводился аудит, является Вознесенск Николаевской области. В Одесской области шестое место рейтинга занял Подольск, Одесса оказалась на 8 месте, а Измаил – на 10-м.
Такие данные на круглом столе сегодня, 14 ноября, обнародовали председатель Одесской областной организации “Комитета избирателей Украины” Анатолий Бойко и представитель “Фонда развития города Николаева” Михаил Золотухин.
Общественный аудит с целью установления уровня добропорядочности местных бюджетных процессов и эффективности бюджетных программ проводился с мая по сентябрь 2017 года в 24 украинских городах областного значения. Его целью стала проверка общественными организациями законности, добропорядочности внедрения программно-целевого метода в бюджетном процессе органами местного самоуправления, оценка эффективности использования бюджетных денег, а также определение степени ответственности бюджетного процесса. Проводилось исследование при участии Херсонской ОО «Причерноморский центр политических и социальных исследований», Днепропетровской ОО «Институт общественной экспертизы», Благотворительной лиги «Социум» (Луганская область), «Фонд развития города Николаева», Одесской облорганизации КИУ.
“Внедрение программно-целевого метода в бюджетный процесс – одна из важнейших реформ в Украине, но она незаслуженно замалчивается и не пользуется вниманием, хотя ее значение, по моему глубокому убеждению, сравнимо с электронным декларированием, о котором все знают. Именно программно-целевой метод сужает поле для коррупции и позволяет местным органам власти эффективно и прозрачно использовать бюджетные средства. И как каждая реформа, как дело новое, не во всех органах в власти этот метод реализуется с должным успехом и требует обсуждения, помощи, советов, дискуссий. Мы провели пилотный мониторинг того, насколько в пяти областях Украины: Одесской, Николаевской, Херсонской, Днепровской и Луганской, – местные органы власти внедряют в своей работе именно программно-целевой метод. насколько у них это получается, какие трудности встречают и какую помощь им нужно предоставить. Наш проект – это в первую очередь диагностика, чтобы помочь тем органам власти, которые хотят его внедрить, и помочь его сторонникам рекомендациями, а также стимулировать те органы власти, которые не очень стремятся его внедрять, поскольку это одна из ключевых реформ в финансовом секторе”, – разъяснил Анатолий Бойко.
В Одесской области объектами исследования выступали местные бюджеты города Одессы, Измаила, Подольска и Беляевской городской объединенной территориальной громады. Лидером же добропорядочности среди 13 городов областного значения стал город Вознесенск Николаевской области (74,12 из 125 возможных баллов).
Что касается Одесской области, то лидером стал Подольск, набравший 51,71 балла (6 место рейтинга), далее – Одесса с 49,84 балла (8 место) и замыкает тройку лидеров области Измаил на 10 месте (36,49 баллов) в общенациональном рейтинге.
В то же время среди 10 объединенных громад Юга и Востока Украины лидером добропорядочности внедрения программно-целевого метода является Беляевская городская ОТГ Одесской области (58,57 из 125 баллов).
Однако, как отметили эксперты, по результатам анализа бюджетных документов Одессы, Измаила, Подольска и Беляевской ОТГ можно констатировать, что при формировании местных бюджетов программно-целевой метод был применен, однако полного
выполнения бюджетного законодательства по ПЦМ не произошло.
Так, например, Одесса оказалась «самым дорогим городом страны». Например, на ремонт одного лифта из городского бюджета тратится более 487 тыс. грн, в то время как в Кременчуге – 39,5 тыс. грн. Ремонт одного квадратного метра одесской городской дороги обходится в 553 грн, в то время, как в Киеве равнозначный ремонт стоит 320 грн.
В свою очередь, присутствовавшая на круглом столе вице-мэр и директор финдепартамента Одесского горсовета Светлана Бедрега отметила, что программно-целевой метод действительно очень положительная реформа:
“Надо понимать, что бюджет Одессы – это миллиардный бюджет, и это – 31 главный распорядитель бюджетных средства. И, к счастью финансистов, без паспортов бюджетных программ в этом году казначейство не открывало финансирование, и это очень хорошо. Есть субъективный фактор – ограниченность кадров, я это чувствую каждый день, каждый день кто-то обращается с вопросом: “А нет ли у вас хорошего бухгалтера?”. Законодательная база позволяет нам выполнять наши функции, но в этом году бюджетирование, составление бюджета вызывает вопросы, так как мы получили бюджетную классификацию тогда, когда бюджет уже был создан. Мы уже презентовали проект бюджета на 2018 год, с ним могут ознакомиться общественники, журналисты.А рассмотрен он будет депутатами на сессии 14 декабря. И это очень хорошо, что не так, как было раньше, когда надо было делать в последний момент, и не мы были в этом виноваты. В этом году у нас есть право указывать субвенции, согласно проекту госбюджета, тогда как в прошлом году вынуждены были вносить по факту. И это тоже позитивно. Что касается замечаний, то невозможно все показатели сравнить. Скорее всего, в других городах в бюджетную программу по лифтам внесли капитальный ремонт. Мы же пошли на замену лифтов, и вот отсюда такая цифра. Так как отремонтированные лифты – это когда сегодня одну запчасть поменял, а завтра ломается другое. У нас уже поменяли 270 лифтов, и, конечно же, это затратно. Что касается ремонта дорог, то можно просто провести быстрый ремонт, а мы меняем все инженерные сети, и это тоже затратно”, – пояснила она.
Ознакомиться подробнее с результатами оценки можно ТУТ.
С презентациями можно ознакомиться по ссылкам.
Круглый стол проведен в рамках проекта «Эффективные и добропорядочные местные бюджеты в пяти областях Юга и Востока Украины», которой реализует ОО «Фонд развития г. Николаева» при поддержке Посольства Великобритании в Украине.