18 марта в бизнес-центре «Александровский» Фрнд развития г. Николаева (ФРГН) провел «круглый стол» «Николаевсцам — эффективный бюджет» и презентацию нового конкурса микро-грантов «Солидарные действия объединений граждан и местного бизнеса для эффективных бюджетов Николаевщины-2016». Участие в нем приняли эксперты, депутаты городского совета и сотрудники аппарата горисполкома, представители общественности, журналисты.
Напомним, что ФРГН входит в украинское партнерство «За прозрачные местные бюджеты!», объединяющее общественные организации и средства массовой информации 15 городов Украины. В Николаеве действует аналогичное партнерство, в состав которого помимо ФРГН входят газета «Вечерний Николаев», Центр журналистских расследований, Федерация асоциаций малого и среднего бизнеса, а также ряд общественных организаций. Цели партнерства на последних муниципальных выборах поддержали практически все политические силы. Вошедшие в состав Николаевского горсовета и избранный городским головой Александр Сенкевич.
Эксперт ФРГН, руководитель николаевской общественной приемной Украинского Хельсинкского фонда прав человека Татьяна Золотухина рассказал собравшимся о результатах государственного финансового аудита бюджетных программ благоустройства Николаева за 2013-14 гг. и 9 месяцев 2015 г. департамента ЖКХ Николаевского горсовета.
В прошлом году ФРГН и другие участники партнерства провели общественную экспертизу городской целевой «Программы реформирования и развития ЖКХ», а также связанных с ней бюджетных программ. В ходе экспертизы было выявлено неэффективное расходование бюджетных средств. Помимо этого был определен ряд коррупциогенных факторов, снижающих эффективность выполнения программы. Тогдашний городской голова Юрий Гранатуров заявил о намерении сформировать рабочую группу для изучения ситуации и исправления выявленных недостатков, но она так и не была сформирована. В итоге общественники с результатами мониторинга обратились в Государственную финансовую инспекцию в Николаевской области, после чего ГФИ провела финансовый аудит программы благоустройства г. Николаева за 2013-14 гг. и девять месяцев 2015 г.
Госаудиторы пришли к выводу, что средства местного бюджета, направленные на благоустройство города, используются недостаточно эффективно.
Оказалось, что определенные паспортами бюджетных программ по благоустройству результативные показатели не соответствуют Примерному перечню результативных показателей бюджетных программ, утвержденному приказом Минфина №945 от 27.07.2011. Есть расхождения между данными паспортов программ и данными бюджетной отчетности департамента ЖКХ. Отсутствует полная информация об объектах благоустройства, что не позволяет определить обоснованность расходов. Из 98 объектов зеленых насаждений, закрепленных за департаментом ЖКХ, паспорта составлены только на 38. Аналогична ситуация с инвентаризацией объектов наружного освещения, отсутствует детальная информация о пляжах и кладбищах.
При том, что по затратам на уход за 1 га зеленых насаждений в Николаеве тратится больше средств, чем в Киеве, Одессе, Львове, Запорожье и др. городах Украины (в 2014 г. – 123,6 тыс. грн. на 1 га, в 2015 – 204,3 тыс. грн на 1 га), эффективность использования этих средств оставляет желать лучшего.
54% договоров в рамках бюджетных программ были заключены по переговорной процедуре (т.е. с рассмотрением предложений только одного хозяйственного субъекта). Причины — низкая конкуренция и повторные отмены процедур закупок из-за отсутствия достаточного количества участников. А укрупнение предмета закупок не позволяло принять в них участие небольшим предприятиям, имеющим узкую специализацию, хотя нередко они были готовы предложить более выгодные условия. Ряд тендеров проводился с участием одних и тех же субъектов – «Николаевзелентреста», а также коммунальных предприятий «ЭЛУ автодорог» и «Николаевская ритуальная служба», что наводит на мысли о монопольном сговоре.
Несовершенная система контроля и нечеткие техзадания позволяли исполнителям выполнять работы по собственному разумению, определять их объемы. Например, нечеткие условия выполнения работ позволили истратить деньги на высадку цветов без дальнейшего ухода за ними. А акты выполненных работ составлялись таким образом, что не давали возможности оценить реальное состояние и период выполнения работ, контролировать качество их исполнения.
Результатом указанных недостатков стало неэффективное использование бюджетных средств. Только по одной бюджетной программе (а всего в городе почти 200 бюджетных программ) за неполных три года на благоустройство было неэффективно истрачено свыше 5 млн. грн.
По итогам госаудита ГФИ в Николаевской области разработала предложения по повышению эффективности выполнения бюджетных программ, которые направила в горисполком и департамент финансов горсовета. Среди них — разработать новый порядок проведения тендеров, упорядочить документацию, провести инвентаризацию, устранит ряд выявленных нарушений.
Городской голова Александр Сенкевич отреагировал на предложения ГФИ. В частности, были отменены результаты тендеров на обслуживание и уход за зелеными насаждениями города в 2016 г., принят ряд других решений, позволяющих устранить монополизм в выборе исполнителя работ, снизить их стоимость и сэкономить средства городской казны.
Далее в рамках «круглого стола» состоялась дискуссия о вызовах для эффективности бюджета Николаева на 2016 г.. Участники мероприятия привели ряд примеров, по их мнению, свидетельствующих о фактах несоблюдения бюджетного законодательства исполнительными органами Николаевского горсовета. Один из таких примеров — отсутствие предусмотренных законодательством показателей результативности новосозданнолго бюджетного учреждения «Агентство развития горда Николаева».
Как отметил депутат Николаевского горсовета Сергей Карцев (фракция «Наш рай»), в целом новый состав совета нацелен на то, чтобы сделать бюджетный процесс прозрачным и эффективным. Но, видимо, этого хотят не все. Неоднократно депутаты обнаруживали завышенные цены на закупки у распорядителей средств, например, на компьютерную технику и периферию. Со своей стороны депутат горсовета Зинаида Танасевич («Оппозиционный блок») заявила, что депутаты стараются тщательно изучать каждый объект, в том числе объекты благоустройства, чтобы максимально эффективно использовать средства бюджета.
Заместитель директора департамента финансов Николаевского горсовета Татьяна Лосик рассказала о совершенствовании раздела «Бюджет» на сайте горсовета. В настоящее время там размещен как бюджет города, так и все изменения, вносимые в него, его исполнение, еженедельные дохода и расходы постатейно и по отраслям, исполнение нарастающим итогом, динамика по сравнению с предыдущим годом. При этом информацию на сайте чиновники стараются подавать в доступной для обычных горожан форме. А 10 марта в мэрии состоялась презентация городского бюджета-2016. Планы департамента на перспективу — совершенствование процедур, возможность электронного обсуждения проекта бюджета и т.д.
В завершение мероприятия директор ФРГН Михаил Золотухин рассказал собравшимся о конкурсе микро-грантов «Солидарные действия объединений граждан и местного бизнеса для эффективных бюджетов Николаевщины-2016». Его цель — повышение возможности объединений граждан и представителей местных структур малого и среднего бизнеса контролировать эффективность и прозрачность местных бюджетов, продвигать действенные механизмы подотчетности органов местного самоуправления. При этом идет речь о бюджетах городов, поселков и сел в рамках Николаевской области
Участие в конкурсе могут принять объединения граждан и представители местного малого и среднего бизнеса. Для потенциальных грантеров организовано обучение в рамках тренинга «Методы контроля местных бюджетов».
Сумма гранта для победителей конкурса — до 800 долларов США. Подача заявок на конкурс — до 15 апреля 2016 г., оглашение результатов — 25 апреля. Анкеты потенциальных участников тренинга принимаются до 21 марта.
Подробности о конкурсе можно узнать на сайте ФРГН, в офисе Фонда (ул. Севастопольская, 15/3, г. Николаев, 54017) или направив запрос по электронной почте fondnikol@gmail.com
Пресс-служба Фонда развития г. Николаева