7 декабря, Украина будет отмечает День местного самоуправления. Для небольшого шахтёрского Димитрова (население около 50 тысяч человек) это, действительно, праздник.
Потому что именно здесь более 10 лет действует уникальный Координационный комитет самоорганизации населения (ККСН), который особенно проявил себя в последние – тяжелейшие для этого края – годы.
“К местному самоуправлению в городе имеют отношение сотни простых жителей. А началось всё после того, как зимой 2005-го мы узнали про замороженный Алчевск, переживший масштабную коммунальную катастрофу, – вспоминает руководитель ККСН Вячеслав Сирота. – Нечто подобное могло случиться и у нас. Был разморожен старейший микрорайон Димитрова – Новатор. Опасность нависла над другими микрорайонами”.
На одном из заседаний “Общественного контроля” было принято решение обратиться к людям, чтобы совместными усилиями остановить возможную беду. Это сейчас ККСН состоит из 13 комитетов, в которых постоянно работают 292 человека (большинство – на общественных началах). А тогда поднять людей казалось невозможным.
“Мы вышли в микрорайоны с идеей карточки дома – документа, который позволял жильцам учитывать текущие платежи в разрезе каждого дома, и самим, ежемесячно, планировать ремонты, – делится Вячеслав Анатольевич. – Этот документ до сих пор является уникальным в Украине. Благодаря такому шагу мы заложили фундамент системы, которая вскоре охватила практически все сферы жизнедеятельности города. Нам удалось создать действенный орган единомышленников, настоящих социальных менеджеров, которые, в тесном контакте с местной властью, решают проблемы жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, социальной сферы, проводят рейды по благоустройству территории, работают с обращениями граждан, выступая связующим звеном между городской властью и общественностью”.
“Конечно, сначала было сложно наладить контакт с жителями, – признаётся ещё одна из лидеров ККСН Любовь Ганжа. – Люди, привыкшие к тому, что государство постоянно их обманывает, не верили новой организации. Были споры, сомнения, прения… Те, кто решился быть первыми, быстро увидели результат. За ними подтянулись и другие”.
Представители ККСН сумели запустить простую систему, где жильцы сами составляют и контролируют выполнение 100% коммунального заказа управляющими компаниями на текущий год. Коррупцию в системе ЖКХ преодолели путём жесткого общественного контроля органами самоорганизации населения. Их деятельность сэкономила миллионы, а опыт в 2012 году Минрегионразвития признало уникальным. В 2013-м на базе ККСН даже прошла Всеукраинская школа, на которую съехались представители областных ресурсных центров органов самоорганизации населения (ОСН) Украины и крупнейших городов страны.
А потом грянула война…
“Активная тишина”
Во многом благодаря димитровскому ККСН не удалось замкнуть “дугу Стрелкова” (Славянск, Краматорск Константиновка, Димитров, Красноармейск). В Димитрове не было патрулей и блокпостов ДНР не только из-за добровольческих батальонов (те подтянулись лишь в мае), но и по причине своевременных действий местных органов самоорганизации.
В конце марта в Димитрове планировались митинги в поддержку “русского мира”. Но ККСН выступил с заявлением, призвав жителей города к акции “Активная тишина”. Тем самым, здесь удалось удержать людей от баррикад против ВСУ, горячим головам не дали взять в руки оружие…
“Члены наших комитетов проводили разъяснительную работу среди населения, подчёркивая опасность участия в подобных сборищах. Мы выступили категорически против любых форм разжигания страстей в обществе через проведение массовых общественно-политических мероприятий, – отмечает Сирота. – Объясняли, что даже имея различные взгляды на происходящее, мы должны сохранить возможность честно смотреть в глаза друг другу, не позволяя разжечь ненависть в наших сердцах”.
Не прогнулись в Димитрове и в апреле, когда у Донецке уже было захвачено здание ОГА. Представители “Русского блока” заявляли о надобности установить блокпосты на въезде в город, завесить Димитров флагами ДНР, провести липовый опрос жителей для инициации референдума. Решением членов Димитровского общественного совета (в том числе, благодаря жёсткой позиции ККСН), вопросы, поднятые сепаратистами, поддержаны не были.
А потом был жаркий май, когда димитровские активисты-“самоуправленцы” сделали всё для организации и проведения в округе двух избирательных кампаний (парламентской и президентской). Зачастую под звуки выстрелов и под сильнейшим психологическим прессингом со стороны тех, кто ждал прихода оккупантов ДНР…
Битва с жаждой
С середины июля 2014-го в Димитров и окрестные города пришла жажда. Фильтровальная станция на Карловке, захваченная ДНР, получила серьёзные повреждения. Вода совсем чуть-чуть капнула в августе, но потом до октября опять была сушь…
Контроль за распределением привозной воды, работой техники, расходом ГСМ и вообще вся организация “доставки”, поручили представителям ККСН.
“Сказать, что было тяжело – ничего не сказать, – вспоминает Вячеслав Анатольевич. – Мы доставляли воду в школы, садики, больницы, другие учреждения, 400 лежачим больным, а также престарелым гражданам. Ни одного срыва графика! Члены организации были на ногах с утра до ночи… Мобилизовали тогда все силы: запечатали остатки в водоводах, бурили скважины, проводили ревизии колодцев и родников”.
Для работы по подвозу воды было передано семь единиц гидротехнической автомобильной техники которую закрепили за районами города. Закупили и установили на автомобили три кубовых бака. Каждая машина подчинялась непосредственно председателю ОСН района, представителю ККСН, с которым взаимодействовали его старшие домов, население, руководители различных учреждений и организаций. Использовали ёмкости котельных, устанавливали дополнительные стационарные ёмкости для технической воды, оборудованные насосами. Город действовал как одна большая, дружная самоорганизованная семья. Потому и пережил это сложнейшее время достойно.
Обезвоженный Димитров. Лето 2014-го.
Равно как и зимний удар, когда в феврале 2015-го из-за активизации боевых действий произошла очередная авария на водных объектах. И тут уж бороться пришлось не только с отсутствием живительной влаги, но и с опасностью остаться без отопления (котельные были на грани остановки). Используя полученный летом опытом, сдюжили и эту беду (к счастью, подачу воду возобновили, примерно через месяц).
Унесенные ветром войны
На сегодняшний день в 50-тысячном Димитрове зарегистрировано около 19 тыс. переселенцев. Одним из первых руку помощи людям, обездоленным войной, протянул именно ККСН.
“С июня 2014-го к нам потянулись люди из оккупированных Славянска, Краматорска, Горловки… Гуманитарная помощь от государства не поступала практически полгода. Горожане своими силами кормили, одевали, расселяли, прибывающих бесконечным потоком людей, – делится Вячеслав Сирота. – Их чуть ли не за руку водили по службам, устраивали на работу. Вместе радовались первым родившимся, в нашем городе деткам переселенцев… Многие беженцы находились в состоянии шока. Их полные горя и боли глаза будут сниться мне, наверное, всю жизнь”.
В работу включились все городские социальные службы, больница. Волонтёры развозили по адресам помощь на личном транспорте. В специальных местах проводили сбор средств. Туда же неравнодушные люди приносили не только еду, одежду и обувь, но и посуду, детские коляски, утюги, телевизоры…
Когда после нового года ситуация обострилась, и начался новый поток беженцев, ККСН стал привлекать в город различные фонды и международные организации, которые работают по оказанию разноплановой помощи переселенцам.
Переселенцы в Димитрове получают помощь.
“Мы предоставили им наши офисы, информационную базу, людей и возможность оперативно решать все вопросы с местной властью, – рассказывает Вячеслав Анатольевич. – А месяц назад, 5 ноября, в помещении центрального офиса ККСН и ОО “Агентство местного экономического развития Димитрова” был открыт Социальный центр оказания помощи вынужденным переселенцам из зоны АТО. Проект реализован при финансовой поддержке правительства Японии и Программы развития ООН в Украине. Это общественная приёмная, где семь сотрудников помогают беженцам найти жильё, оформить документы на получение финансовой помощи, подобрать одежду, получить гуманитарную помощь и ответы на беспокоящие вопросы”.
Активные переселенцы сами приходят на помощь
Елена Тихенко вместе с мужем и двумя детьми (один – грудничок) выехала из Авдеевки в период максимальных обстрелов, в феврале. Осели в Димитрове.
Будучи человеком энергичным, общительным, напористым, Елена организовала группу из таких же активных людей, вынужденно покинувших свои дома. Так появился Комитет самоорганизации переселенцев Димитрова, который вошёл в состав ККСН.
“Благодаря их активности, переселенцы Димитрова получили гуманитарную помощь от различных благотворительных фондов (сотрудничество с фондом Крым SOS позволило обеспечить переселенцев фильтрами для воды, одеялами, подушками, бытовой химией и посудой; от Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев поступили одеяла, постельное белье и полотенца). А семь участников группы теперь консультируют своих товарищей по несчастью в созданном Социальном центре”, – отмечает Вячеслав Сирота.
…Как пояснил новый градоначальник Димитрова Александр Брыкалов, с открытием Социального центра все усилия власти, волонтёров и членов комитета самоорганизации населения обрели системность, а помощь, которая должна оказываться переселенцам, будет быстрее доходить к адресату.
***
Вячеслав Сирота мечтает, чтобы модель самоорганизации населения, успешно проявившая себя в Димитрове, была принята и распространена на всю Украину.
“Это – из масштабных целей, – улыбается он. – А желание поменьше (но не менее важное) – полная интеграция в систему местного самоуправления. Сегодня этот процесс осуществляется примерно на 70-75%. На уровне заместителей городского головы мы работаем в коммунальной и социальной сфере. Хотелось бы добраться до экономики и бухучёта”.