Подотчетность и прозрачность структур, которые тратят городские средства на жилищно-коммунальное хозяйство, настолько несовершенны, что невозможно определить, на что же реально они пошли. А это создает значительные коррупционные риски.
Эксперты Ассоциации содействия самоорганизации населения провели общественный мониторинг расходов бюджета города на финансовую поддержку КП «ЖКС», которые предоставляют услуги по содержанию жилого фонда и придомовых территорий.
Было выявлено, что четкой системы определения результативности и эффективности расходов городского бюджета на поддержку КП «Жилищно-коммунальный сервис» на сегодня фактически не существует.
По словам ведущего эксперта, кандидата наук государственного управления Олеси Голинской: «В отчетах райадминистраций бросается в глаза малое количество показателей (3-5 по каждому заданию), в то время, как рекомендуемое Минфином количество показателей по одному заданию составляет минимум 10-12. Поэтому нельзя сформировать представление, куда именно израсходованы миллионы из городского бюджета и как это сказалось на качестве содержания жилищного фонда. Не говоря уже о прозрачности этих расходов для одесситов».
Мониторинг также показал, что расходы на поддержку КП «ЖКС» в разных районах города неравномерны. И такое различие объемов финансирования ничем не обосновано. Так, в 2014 году больше всех получил ЖКС «Северный» – 9 761 тыс. грн.
Эксперты сравнили, как изменялось в последние годы бюджетное финансирование ЖКХ в расчете на одного жителя в зависимости от района Одессы. Опять же, наиболее благоприятной оказалась динамика по Суворовскому району, а меньше всего росли расходы для жителей Малиновского района. То есть одесситы оказались в неравном положении. Правда, в 2015 году все расходы по городу были существенно (на 64%) сокращены.
Такое неравномерное распределение нарушает принцип субсидиарности, основанный на максимальном приближении каждого члена общества и равном доступе к услугам. Ведь налоги, которые поступают в бюджет, уплачиваются жителями и предприятиями на равных условиях. Следовательно, и распределяться эти средства должны на тех же принципах.
Экспертиза показала, что долгосрочное прогнозирование результатов бюджетных расходов в сфере ЖКХ в городе вообще отсутствует, что не позволяет принимать качественные управленческие решения, в том числе, связанные с привлечением инвестиций.
Из восьми КП «ЖКС» Одессы только по трем на сайте Одесского городского совета есть подробная информация с контактами как их руководителей, так и их производственных участков, диспетчерских служб. Такая детализация содействует большей открытости деятельности жилищно-коммунальных предприятий и позволяет гражданам осуществлять прямые запросы и обращения по месту жительства.
После передачи в 2015 году функций главного распорядителя средств от райадминистраций к Департаменту городского хозяйства ситуация несколько улучшилась, но большая часть перечисленных проблем сохранилась.
Заместитель председателя Ассоциации содействия самоорганизации населения Анна Трепалюк считает: «Формирование четких показателей результативности расходования городского бюджета в сфере ЖКХ и максимальная открытость этого процесса – это не только дань инструкции, это мощное средство привлечения жителей города к развитию жилого фонда, повышения их ответственности за решение городских проблем, способ налаживания диалога с властью».
Общественный мониторинг реализации программы финансовой поддержки КП «ЖКС» в г. Одессе был выполнен при поддержке Международного фонда “Возрождение”.