ОО «Федерация ассоциаций малого и среднего бизнеса» совместно с ОО «Ассоциация организаторов похоронного дела и ритуальных услуг» на протяжении длительного времени занимается изучением проблем в сфере ритуальных услуг и законности расходования на эти цели бюджетных средств.
В рамках проекта «Прозрачность и доступность ритуальных услуг для жителей Николаева» осуществлен мониторинг проведения тендера на закупку Департаментом ЖКХ услуг по транспортировке умерших граждан с места смерти до учреждений судмедэкспертизы (СМЭ), мониторинг Положения о порядке захоронення и предоставления ритуальних услуг на территории г. Николаева, собраны статистические данные по количеству умерших жителей города .
Проведя детальный анализ результатов мониторинга и статистических данных выявленны проблемные места мешающие прозрачно и законно оказывать ритуальные услуги жителям нашего города.
Наиболее важным для наведения порядка в данной отрасли на сегодняшний день являются внесения изменений в НПА, которые регулируют данную сферу:
1.Порядок взаимодействий между органами внутренних дел, здравоохранения и прокуратуры при установлении факта смерти.
2.Внесение изменений и дополнений в положение «О порядке захоронения и похоронном деле, а так же предоставление ритуальных услуг в Николаеве».
Урегулировав взаимоотношения государственных органов, бизнес пропишет правила по которым им жить в конкурентной среде.
Данной проблеме был посвящен июньский «круглый стол» с участием представителей общественности, прокуратуры, здравоохранения, внутренних дел на котором пришли к взаимопониманию о необходимости устранения проблем существующих на сегодняшний момент в процессе действий с момента смерти человека. Для разработки алгоритма действий была создана рабочая группа, перед которой поставлена четкая задача отработать возникшие вопросы. К сожалению ни одна служба с этой задачей не справилась. Возникает вопрос – некомпетентность, что мало вероятно, или не желание? Рабочая группа около двух месяцев занималась разработкой предложений по внесению изменений в Положение о предоставлении ритуальных услуг.
Проведенный 28 августа 2015года итоговый «круглый стол» показал, что нынешняя власть не заинтересована в решении проблем жителей города и наведении порядка: чиновники, которые должны быть обеспокоены этой проблемой даже не нашли возможности встретиться с представителями бизнеса и попросту проигнорировали заседание.
В ходе обсуждения организаторы мероприятия озвучили, что предприятие «Информ-ресурсы» выиграло тендер Департамента ЖКХ Николаевского горсовета по вывозу трупов, за что получили 1 миллион 731 тысячу 847 гривен в 2014 году.
Как отметила Людмила Калиничева – председатель «Ассоциации организаторов похоронного дела и ритуальных услуг» указанная сумма значительно завышена, поскольку предприятие, согласно собранных данных, должно было перевезти только 91 тело, от которого отказались родственники или умерший был без постоянного места жительства. Подсчеты показывают, что на перевозку одного трупа предприятие тратит 677 гривен, следовательно, «Информ-ресурсам» необходимо было выделить из бюджета Николаева всего 61 681 гривну.
В Ассоциации организаторов похоронного дела уверены, что эту проблему можно решить, внеся ряд изменений в Положение «О похоронном деле и ритуальных услугах в городе Николаеве», в частности, определив льготную категорию граждан, которые имеют право на бесплатную доставку тела в судмедэкспертизу.
Пока этого не произошло, отметила президент Федерации Ассоциаций малого и среднего бизнеса Елена Герасимчук, отсутствие ответственности и контроля будет приводить к коррупционным схемам. Она привела пример, как представитель ЖКХ при подготовке документов на тендер в условия услуги внесла цифру 2550 в графу, отвечающую за примерное количество тел, только потому, что эта цифра была в прошлом году. Это, фактически, влечет за собой коррупционные схемы. Нужно определить, нужна ли городу эта услуга. Может, городу стоит отказаться от этой услуги и передать эту функцию бизнесу?
Итак, ежегодно из городского бюджета выделяются значительные средства, которые расчитаны на транспортировку 2555 умерших в СМЭ (в 2014 году – чуть больше 1,731 млн.грн., в 2015 г. – 1,65 млн.грн.). Однако, если судить по статистике, в СМЭ поступает гораздо большее количество умерших: в 2012 году – 3387, в 2013-м году – 3211, в 2014-м – 3393. На сегодняшний момент нет ответа, почему городская власть заказывает вывоз только 2555 тел. Не поддается также объяснению по какому принципу следователь милиции, приезжающий по вызову, определяет, должно это тело быть вывезено за счет городского бюджета, или родные должны решать вопрос самостоятельно? В соответствии с законодательством за средства бюджета должны вывозиться умершие без определенного места жительства и те, у кого нет родственников. Но если городская власть считает, что должна помочь горожанам в вывозе умерших с места смерти в СМЭ, тогда выделяемая из бюджета сумма должна покрывать вывоз всех, а не какой-то части.
Впрочем, предприниматели отдают себе отчет в том, что озвученные проблемы сейчас решать не с кем – не пороге местные выборы, нынешний депутатский корпус не будет заниматься решением таких вопросов, значит, надо ждать окончания предвыборной кампании, а потом идти к новому депутатскому корпусу и новоизбранному городскому голове. Присутствовавший на этой встрече единственный представитель городской власти – заместитель городского головы Юрий Степанец, курирующий вопросы предпринимательства, пообещал, что о результатах круглого стола доложит городскому голове Юрию Гранатурову и подчеркнул, что создание рабочей группы, которая бы выработала четкие правила игры в сфере ритуальных услуг в виде изменений в действующее Положение «О похоронном деле и ритуальных услугах в городе Николаеве», просто необходимо.
Проект реализуется в рамках конкурса малых грантов «Солидарные действия объединений граждан и местного бизнеса для эффективных бюджетов г. Николаева и Николаевской области» организованного НГОО Фонд развития города Николаева и финансируемого за счет средств NED (Вашингтон, США).