Одной из самых коррумпированных отраслей в Украине является сфера похоронных и ритуальных услуг, о чем непрекращающимся потоком поступают сообщения из СМИ, интернет изданий и экранов телевидения.
ОО «Федерация ассоциаций малого и среднего бизнеса» совместно с ОО «Ассоциацией организаторов похоронного дела и ритуальных услуг» провела мониторинг состояния дел в данной сфере в г. Николаеве и законности расходования на эти цели бюджетных средств. В рамках мониторинга были сделаны запросы в органы местной власти, прокуратуру, милицию и судебно-медицинскую экспертизу. В основном информация по данным запросам получена в полном объеме и в установленные сроки кроме Корабельного и Заводского РОВД, которые на наши запросы так и не ответили.
Одним из аспектов проделанной работы стал мониторинг тендера на закупку Департаментом ЖКХ услуг по транспортировке умерших граждан с места смерти до учреждений судмедэкспертизы (СМЭ).
Результаты мониторинга оказались впечатляющими. Так, по результатам конкурсных торгов победителем выступило Государственное предприятие МВС Украины «Информ-Ресурсы» в лице его Николаевского филиала. Здесь следует оговориться, что указанный субъект хозяйствования на территории Николаева таких услуг никогда не оказывал и вызывает сомнение что он когда – либо работал в этой сфере. Данное предположение находит свое подтверждение после ознакомления с тендерной документацией, из которой усматривается следующее.
Согласно сведениям Государственной регистрационной службы ГП «Информ-ресурсы», зарегистрированное в г. Запорожье по пр. Ленина, 109, к. 401, ЛИКВИДИРОВАНО с 09.12.2008. Согласно тому же госреестру у ликвидированного предприятия есть правопреемник – Государственное предприятие МВС Украины «Информ-ресурсы», но уже с местонахождением в г. Киеве, ул Богомольца, д. 10. В тендере принимал участие правопреемник, но в тендерной документации везде обозначен адрес: г. Запорожье, пр. Ленина, 109, к. 401. Возникает вопрос, каким образом это предприятие прошло конкурсный отбор, а Николаевское коммунальное предприятие этот конкурс проиграло? Исходя из изложенного, следует предположить, что ГП «Информ-ресурсы» вообще не имело права принимать участия в тендерных торгах, поэтому сами торги следовало бы признать незаконными.
На этом странности с торгами не заканчиваются.
По данным Департамента ЖКХ ГП «Информ-ресурсы» в 2014г. перевезло 2458 тел умерших, по данным СМЭ это количество составляет 2215, всего же СМЭ выдало заключений о смерти на 3389 тел. Возникают законные вопросы:
1) почему разнятся данные о количестве перевезенных тел ЖКХ и СМЭ, сколько же тел перевезено фактически за счет средств бюджета?
2) кто и каким транспортом перевозил остальные 1 174 тела, по каким критериям проводился отбор – кого из умерших доставляли за счет бюджета, а кого за счет их родственников?
Следующим сомнительным моментом представляется разница в цене услуги, которая в 2014г. составляла 1 731 847грн. на перевозку 2550 умерших, а в 2015г. на такое же количество умерших при более неблагоприятных условиях (увеличение инфляции, рост цен) – 1 650 594грн. Не следует ли из этого, что в 2014 г. цена была завышена более чем на 100 000грн.
Следующий вопрос к расходованию бюджетных средств по указанным тендерам находится уже в криминальной плоскости. Соответствующее сообщение направлено для проверки в фининспекцию Николаевской обл.
Дело в том, что согласно действующему законодательству доставка умерших в органы судебно-медицинской экспертизы и выдача их для захоронения возлагается на органы здравоохранения (в отдельных случаях органы внутренних дел в части доставки) и регулируется приказом Минздрава Украины от 17.01.1995 года № 6.
Таким образом, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Николаевского городского совета является неполномочным органом и не имеет права решать вопрос о доставке тела умершего в учреждения судебно-медицинской экспертизы, а потому не может выступать заказчиком данной услуги.
Кроме того, анализом выполнения тендерных договорных показателей установлены значительные расхождения в количестве умерших с количеством фактически захороненных, что ставит под сомнение оказание таких услуг ГП «Информ-ресурсы», также выявлены другие факты, что требует отдельной проверки на уровне милиции и прокуратуры с привлечением к участию в этой работе общественности.
Но для громады г. Николаева остается открытым главный вопрос – кто дал право городскому совету бездарно расходовать (или отмывать?) немалые бюджетные средства на сомнительные услуги?
________________________________________________________________________Проект реализуется ГС «Федерация ассоциаций малого и среднего бизнеса» в рамках конкурса малых грантов «Солидарные действия объединений граждан и местного бизнеса для эффективных бюджетов г. Николаева и Николаевской области» организованного НГОО Фонд развития города Николаева и финансируемого за счет средств NED (Вашингтон, США)